Министерство образования и науки Нижегородской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.
В течение последних лет в ряде регионов России активизировались неформальные молодежные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи нападения на иностранных граждан со стороны активистов молодежных группировок скинхедов. Отмечается тревожная тенденция увеличения смертельных исходов в результате националистически мотивированного насилия.
Особенности экстремизма в подростковой и молодежной среде.
Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.
Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.
В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
В качестве основных причин экстремистского поведения подростков и молодежи можно выделить:
• обострение социальной напряженности в подростковой и молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).
• криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы т.п.).
• изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности).
• разлагающее влияние средств массовой информации, в первую очередь телевидения, с его пропагандой насилия всех видов, преступности;
• снижение уровня жизни;
• смена подлинных общечеловеческих ценностей ценностями мнимыми суррогатными
• использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия молодежи, активно используется лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности);
• использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях);
• отсутствие высоких идеалов у подростков, молодежи и взрослого населения;
• массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков;
• уничтожение доступной, демократичной культурно-досуговой сферы, коммерциализация центров досуга, спортзалов, работы музыкальных школ, школ эстетического воспитания, различных кружков, секций и студий;
• массовая безработица;
• общее снижение культурного уровня;
• массовая миграция населения;
• политическая нестабильность;
• ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения.
При организации системной работы по профилактике экстремизма в подростковой и молодежной среде возможно использование нескольких моделей, оптимизирующих данный вид деятельности.
Предлагаемые модели основаны на нескольких базовых предположениях.
Во-первых, необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. В связи, с чем необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность.
Во-вторых, как уже отмечалось, главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет.
В-третьих, в основе организации системы профилактической работы, особенно с группами лиц, пребывающими в кризисном возрасте, должна лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами, при чем не всегда являющимися представителями официальных институтов.
При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности, в которых оказываются подростки и молодежь.
В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:
• оптимизацию социальной среды, стимулирования положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, реального опыта решения проблем молодого и подрастающего поколения;
• разработку методов разрушения экстремистского поля, организацию на его месте конструктивных социальных зон;
• создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности подростка и молодого человека, включения его в социокультурное пространство, формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
• разработку системы выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
Действия должны быть направлены на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации.